Кум — город шиитов. Путешествие длиною в год ?>

Кум — город шиитов. Путешествие длиною в год

На автобусе из Тегерана я добрался до одного из крупнейших религиозных шиитских центров всего мусульманского мира — город Кум. Это большой, второй по размеру город Ирана совсем не туристический с точки зрения достопримечательностей. Но он полон религиозных поломников со всего мира. А в эти дни, дни Курбан Байрама, людей здесь слишком много. Я, конечно, заранее этого не знал — не удосужился уточнить эту информацию. Я лишь знал, что не попаду в дни месяца Рамадан — и то хорошо. Но возросшие на это время цены и страшная толкучка немного напрягали меня в Куме.

кум иран

Мавзолей Фатимы Масуме

Добравшись на такси за 2000 тум. (40 руб.) до центра, я сразу начал разведывать возможность ночлега. Попросился в кафе — отказали. Сказали — топай в мечеть, там, может, сможешь переночевать. Мечеть не простая, а это целый религиозно-учебный комплекс, на территории которого находится и Мавзолей Фатимы Масуме — святой, похороненной в этом месте очень много лет назад.

мавзолей фатимы мусуме

При входе на территорию религиозного комплекса людей проверяют вскользь на наличие запрещенных предметов. Я со своим рюкзачищем и голубыми глазами не мог остаться незамеченным. Меня остановили и попросили подождать.

кум иран

Пришел специальный англоговорящий человек, который рассказал мне историю святыни и провел экскурсию. Конечно, он запретил мне входить внутрь — это разрешено только мусульманам.

кум иран

кум иран

Интересно, что у них припасена даже отговорка: это недавние правила, еще 2 недели назад туристы могли входить. Но это неправда. Такую же отговорку я затем услышал в другой святыне в Ширазе. Думаю, и в Мешхеде вы получите ее же.

кум иран

Я попросил проводящего меня человека приютить меня и спросил, могу ли я остаться ночевать здесь. Он отвел меня в очень красивое помещение — бывшая приемная шаха — я бы назвал ее так. Для чего она использовалась на самом деле, я не знаю, но сейчас — для приема иностранных гостей.

кум иран

Мне не разрешили остаться. Он не смог принять. На выходе, обсудив мою ситуацию, мне посоветовали придти сюда после 10 вечера, когда проверяющие будут спать. Получив бутылку воды, я пошел гулять дальше, надеясь зайти сюда позже.

Странный учитель английского из Кума

На просторной площади около другой мечети я познакомился с учителем английского 62 лет. Он очень хотел общаться, и мы гуляли долгое время по рынку и прилегающим к ним улочкам. Я купил финики, айран (они называют его йогурт), лепешку. Айран очень интересен. Он не сильно кислый и приятен на вкус. Хорошо утоляет жажду.

Вначале он сказал, что сможет принять. Но потом решил найти мне дешевый отель. Отель, к слову, через более чем час поисков был найден — комната размером 2 на 3 имела только кровать. Ничего больше. Стоимость 30000 тум (600 руб) — дорого, зато в самом центре. Пришлось остаться там, поскольку принять меня он теперь отказался.

При осмотре базара было обнаружено большое количество разных и весьма дешевых фиников. Сортов 8 я насчитал, а некоторые продавались разного калибра, что влияло и на конечную цену. Меньше 0,5 кг купить нельзя. Стоимость — 120-200 руб за кг.

После 10 вечера я сел наблюдать за проверяющими на территорию религиозного комплекса на другом входе — со стороны главной площади.

кум иран

Спать они почему-то не собирались. Но, учитывая проходящий Курбан Байрам, ночью людей стало еще больше, и теперь я прошел без труда. Внутри множество сотрудников, запрещающих фотографировать и не только. Я, как нарушитель режима прохода, старался слишком часто не попадаться к ним на глаза. Посетил все основные внутренние помещения, включая саму усыпальницу.

кум иран

кум иран

Джамкаран

На следующий день я решил отправиться в другое священное место Джамкаран на окраине города ситистопом. Подготовил табличку с объяснением сущности и вышел на дорогу, которая по карте напрямую ведет к Джамкаран. Текст таблички был взят у Алексея Кулешова из клуба АВП. Невероятный поток таксистов (4 из 5 машин — такси) прилично мешал мне, пришлось пройти еще 500 метров вперед, где их стало меньше. Минут через 20-25 наконец-то мне повезло, и молодой парень подвез меня к Джамкаран, хотя я даже не уверен, что ему туда нужно было. На обратной стороне таблички он написал мне исправленный текст. К сожалению, я до сих пор не знаю его текст. Сам парень занимался ручным изготовлением кольчуг для национальной иранской одежды. Он также содержал и магазин, где продавал эти изделия.

Джамкаран красив

джамкаран кум иран

В Джамкаран попасть было не сложно — я уверенно прошел, и никто меня не остановил.

джамкаран кум иран

Большая внутренняя территория, места для молитв, библиотека внутри — все, как полагается.

джамкаран кум иран

джамкаран кум иран

Фото выше сделано из места, отведенного для отдыха и под библиотеку.

джамкаран кум иран

Как раз библиотеку я и выбрал местом, чтобы посидеть за компьютером с целью написать об Армении. В этот день я почувствовал усталость и некую растерянность от того, что я один, заскучал по близким. Очень много времени я потратил на обход этого религиозного сооружения и поиск обычного магазина. Зато сфотографировал горы.

кум иран

Купил мультифруктовую газировку — несъедобна, одна химия.

Также решился купить Сохан — знаменитую местную сладость, изготавливаемую из пророщенной пшеницы, яичных желтков, фисташек и миндаля, кардамона, шафрана, сливочного или растительного масла, сахара (или меда) и розовой воды. Лучший Сохан делают в Куме и Кашане. Причем этот вид сохана был с начинкой из Геза — другой знаменитой сладости, только уже из Исфахана — белой нуги.

Сочетание сохана и геза убийственно сладкое и очень жирное. Не могу сказать, что мне очень понравилось.

Обратно в центр поехал на автобусе — 500 тум (10 рублей).

Зашел в отдельно стоящую мечеть Emam Hasan Askari Mosque в центре и познакомился с 2 местными студентами: одному 35, а другому под 50.

мечеть Emam Hasan Askari Кум

Мегран — 35-летний уроженец Исфахана, изучает психологию, не женат, знает английский, религиозен и снимает жилье с двумя другими друзьями-студентами. За жилье они не платят, но только в начале года дают большой депозит, который владелец использует для бизнеса или для вклада в банке. Мегран заинтересовался общением со мной, и мы побродили по центру несколько часов, обсуждая те или иные вопросы, а потом он угостил меня кебабом в местной забегаловке. Кебаб подают с лавашом, печеным на углях помидором и свежим белым луком.

А ночью мне стало изрядно плохо, видимо, в кебабной или где-то еще я подхватил какого-то паразита. Паразит вызвал у меня сильнейшую диарею, сильные спазмы и резь в желудке и температуру. Добравшись до ресепшена я, скрючившись, знаками объяснил ситуацию и человек отвел меня в недалеко расположенную круглосуточную больницу, где с меня взяли деньги за прием у врача, капельницу и таблетки. В ожидании капельницу у меня даже случился какой-то приступ сильного дрожания, уж не знаю, что это было. Потому следующий день я посвятил лежанию на кровати, сожалея, что не могу отправиться в путь, как планировал. Вечером, на рынке, когда я вышел купить себе фруктов, овощей и фиников, случайно встретил Меграна, который пригласил меня к себе домой. Собрав вещи, мы попытались вернуть уплаченные мною за эту ночь деньги. Вернули только 33% — 10000 тум (200 руб).

Квартира у Меграна хорошая, но заметно, что холостяцкая: множество вещей валяется по полу и нет никаких уютных безделушек, что могут разбавить мужской прагматизм. Поужинали рисом с йогуртом и отправились ночевать на ковер — жестко, зато под теплой крышей.

я и мегран в куме

За ужином, кстати, обсудили религиозный вопрос и специфичность мировоззрения жителей Саудовской Аравии. Проще говоря, почему же сунни из Саудии, Ирака и Сирии жестоки и занимаются плохими делами под явным влиянием внешней политики США, в то время, как шииты Ирана не занимаются такой дребеденью. Я же, в свою очередь, не думаю, что различие в направлениях ислама влияет на решение конкретных людей убить кого-то.

Утром я вознамерился было ехать на автобусе и спросил у хозяина, что мне нужно для этого сделать. Мехран рассказал мне какой-то сложный путь: садишься на автобус (который мы прождали 20 минут), едешь на нем обратно, в центр, к святыне, а там берешь такси и едешь на автостанцию.

Я уже сел в автобус и поехал по указанному Мехраном пути, но догадался проверить приложение Maps.me, когда автобус через 3 минуты доехал до какой-то большой трассы и вдруг развернулся. И точно — эта трасса ведет в сторону Кашана. Надо срочно выходить и топать на трассу. Так я начал свой первый иранский автостоп на трассе.

А Кум оставил у меня весьма двойственные чувства. Вроде и добрых людей я повстречал здесь, и мечети со святынями весьма красивы, но сказать, что мне понравился этот город, я не могу. Именно здесь я хорошо прочувствовал чуждость мне религиозных постулатов. Ведь, несмотря на то, что в Коране не написано ничего плохого, и он призывает только к добрым поступком, за отказ мусульманина от ислама следует смертная казнь. Мне не кажется это адекватным правилом.

Все же я верю в здравый смысл, человеческую доброту и природу, а не в писаные правила. Но, спасибо тебе, Кум, за новый опыт и за добрых людей, которые повстречались мне здесь. А впереди — Кашан — город производства розовой воды.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *